Память — это призма, через которую мы видим себя, других и окружающий мир

Часть 1
Новая наука о памяти или как запомнить, что происходит?
Материал из подкаста с доктором Чараном Ранганатом, профессором психологии и неврологии руководителем лаборатории динамической памяти в Калифорнийском университете в Дэвисе. Уже более 25 лет он занимается изучением механизмов мозга, которые помогают людям вспоминать прошлые события, применяя техники визуализации, компьютерное моделирование, а также проводит исследования с пациентами, страдающими расстройствами памяти.
Мы имеем понимание кто мы есть, понимание мира вокруг нас и других людей. Наша личность и отношение с окружающими формируются нашим прошлым и воспоминаниями, которые мы храним.
Вспомним наших родителей.
С годами они начинают забывать определенные вещи, в отличие от времен их молодости, что может затруднить общение с ними. Это заставляет глубже задуматься: кто мы без памяти? Люди, находящиеся на ранних стадиях деменции, часто имеют более четкое представление о себе, чем те, кто уже болеет Альцгеймером. Однако с прогрессированием болезни их способность четко себя идентифицировать уменьшается. Хотя некоторые люди с нарушениями памяти считают себя более счастливыми.
Как эволюционирует память, почему мы вообще что-то помним?
Если рассматривать способность вспоминать прошлое через призму эволюции, она оказывается ключевой.
Воспоминания помогают нам правильно воспринимать реальность и планировать будущее. Они дают нам возможность учиться на собственном опыте, например, говоря: "Ой, я уже был в этой пещере, и на меня напал медведь, мне не стоит туда возвращаться". Также воспоминания дают нам шанс вспомнить приятные моменты: «Каким был вкусным тот апельсин, я хочу еще».
Воспоминания помогают нам не только сохранить полученный опыт и приятные моменты, но и трагические ситуации, которые впоследствии могут негативно влиять на наши отношения с людьми и окружающим миром.
Воспоминания, связанные со стыдом или виной, часто являются самыми болезненными. Для облегчения эмоциональной боли и лучшего понимания ситуации рекомендуется делиться такими переживаниями с доверенными людьми, например, с близкими или психологом. Также может помочь выписывание своих мыслей и чувств на бумагу. Это позволяет посмотреть на происходящее под новым углом и найти возможности для личностного роста, поскольку обмен опытом с другими людьми может привнести новые эмоции и понимание ситуации.
Мы помним некоторые события лучше других
Мозг человека способен воспринимать только ограниченное количество информации, и многие события со временем забываются. Однако есть события, которые имеют особое биологическое значение, такие как моменты, связанные со страхом или любовью, важные для выживания и получения удовольствия. Страх и тревожность, например, могут быть полезны, так как они вызывают выделение гормонов стресса, помогающих быстро реагировать в критических ситуациях, например при встрече с хищником. Химические реакции, связанные с высвобождением нейромедиаторов, таких как дофамин, норадреналин, серотонин, и гормонов стресса, вроде кортизола, способствуют изменениям в мозге, улучшая его пластичность или нейропластичность. Синапсы между нейронами могут меняться или даже разрушаться, но эти медиаторы стабилизируют изменения, укрепляя связи и, таким образом, делая воспоминания более долговечными. В результате, наша память сохраняет события, связанные с интенсивными эмоциями, такие как опыт, когда вас почти ограбили в 17 лет, ваше первое путешествие в новую страну или переезд в новый дом. Важно воспринимать эти воспоминания позитивно.
Во время стресса в мозге активизируются нейромедиаторы, такие как кортизол, которые влияют на нашу память, делая негативные воспоминания более долговечными. Однако у нас есть и скрытые воспоминания, которые могут всплывать неожиданно при стимуляции через знакомые запахи или мелодии, напоминая о событиях, даже если мы не осознавали, что помним их. Это демонстрирует, насколько мощной может быть наша память.
Когда речь заходит о нейромедиаторах, важно понимать, что их воздействие зависит от количества: например, малые дозы кортизола и высокий уровень дофамина могут улучшать нейропластичность мозга. Поэтому рекомендуется, чтобы пожилые люди старались получать новые впечатления, такие как посещение новых мест, что увеличивает уровень дофамина и способствует улучшению нейропластичности.
Неудивительно, что многие жалуются на плохую память, но когда вы оказываетесь в новой обстановке и встречаете новых людей, это заставляет ваш мозг адаптироваться и преодолевать дискомфорт. Такие вызовы способствуют улучшению когнитивных функции. Это особенно заметно у креативных людей, таких как музыканты или художники, которые постоянно ищут новые впечатления и устанавливают связи между несвязанными вещами, расширяя свои когнитивные возможности.
Наш мозг постоянно меняется, и вы можете это заметить сами увидеть. Когда вы постоянно делаете что-то одинаковое, он настраивает себя на постоянную работу и когда вы получаете новые знания или новые эмоции, усиливается его исследовательское действие. Все мы помним этот драматический период карантина, когда рутинное действие каждый день не приносило нам новых впечатлений, это было для нас как коллективная амнезия.
Языки легче изучать в детстве, чем во взрослом возрасте
В молодом возрасте мозг более нейропластичный. Многие процессы в головном мозге проходит в коре (неокортексе) это означает что обучение в зрелом возрасте происходит несколько постепенно, но на ранних стадиях связи в головном мозге более лабильные, то есть связи меняются достаточно быстро и это позволяет постоянно хвататься за что-то новое.
Одна из причин снижения когнитивных функций мозга связана с тем, что мы перестаем получать новую информацию. Когда вы постоянно получаете новые знания, мозг постоянно адаптируется и когда вы выходите на пенсию в 65 лет и прекращается поток новых эмоций, мозг начинает терять нейропластические свойства.
Чем больше вы в день имеете стабильности, тем больше мозг подстраивается под эту предсказуемость и становится менее открытым для других вещей
Мозг может испытывать дискомфорт от нового обучения, особенно с возрастом, когда ваш мозг становится менее настроенным на усвоение новых знаний.
Когда вы входите на свою кухню и забываете за чем пришли, это абсолютно нормальное явление и обычно не является признаком деменции. Все мы время от времени забываем определенные вещи — это происходит с каждым. Если бы наш мозг запоминал каждое происходящее событие, представьте себе последствия. Это можно сравнить с комнатой, в которой мы постоянно собираем вещи и не убираем: со временем она переполнилась бы, создавая хаос. Зачем собирать хлам, если он уже не имеет для нас ценности? То же самое происходит с мозгом: мы часто удерживаем воспоминания, которые имеют для нас особое значение.
Ключевые моменты:
- Если у вас есть травматические воспоминания, говорите как можно больше о них с другими.
- Многие истины за которые мы цепляемся, зависят от нашего собственного мнения.
- Сон – очень важная составляющая в работе памяти.
- Одна из причин снижения когнитивных функций мозга связана с тем, что мы перестаем получать новую информацию.
- Если вы изучаете что-то новое, вы выходите из зоны комфорта, и ваша память автоматически стирает часть страха.
- Когда ты пришел на свою собственную кухню и забыл зачем ты сюда зашел — это не признак деменции.
- Негативные эмоции запоминаются на более длительное время.
Почему электронные медиа не обязательно имеют негативное влияние на память и как улучшить свои когнитивные способности мозга читать в части №2